О письменной культуре

Alexander Lozhechkin
5 min readJul 28, 2019

— Давненько не брал я в руки шашек! — говорил Чичиков, подвигая шашку.
Н.В. Гоголь

После более чем полугодового перерыва, думаю, можно и вернуться к блогу. Спасибо большое всем, кто писал мне и спрашивал про продолжение заметок. Будем считать это новым сезоном, с новыми правилами. Раньше я пытался писать более-менее регулярно, публикуя каждое воскресенье по заметке. С одной стороны это позволяло не расслабляться. Но с другой стороны — порой заставляло жертвовать качеством в пользу регулярности. И это огорчало склонного к перфекционизму (но, что отчасти спасало, очень ленивого) автора.

А ведь сам когда-то вспоминал Жванецкого, очень точно заметившего, что “писать, простите, так же как и писать, надо тогда, когда уже не можешь” (важно правильно ставить ударения). Поэтому сейчас не буду себя никак ограничивать искусственными правилами и попробую графоманствовать без ограничений. Вторая проблема была в том, что за месяцы регулярных публикаций я несколько исписался (правильно поставить ударение ещё важнее). Но месяцы молчания в блоге заставили накопить изрядно тем, поэтому, чтобы мозг не переполнялся мыслями, и дабы избежать застоя в мозгу, нужно некоторые мысли и наблюдения выпустить на свободу, чтобы освободить место для новых, свежих мыслей.

Как читатели моего блога уже знают, с 1 января этого года я работаю в Amazon. А точнее — в Amazon Web Services — облачном подразделении Amazon (но блог мой частный и выражаю я тут исключительно своё личное мнение). В первой заметке нового сезона хочу рассказать об одной принятой здесь традиции, которая мне, как графоману, очень нравится. Амазон — это организация, построенная в основном на письменных коммуникациях. Уметь хорошо и понятно писать здесь гораздо важнее, чем уметь красиво говорить. И хотя я не могу пожаловаться на свою способность выступать, даже мне кажется такой подход очень правильным. Сейчас расскажу, что это за подход, и чем он хорош.

В Амазон любая идея, продукт или проект начинается с текста. Если вы хотите с кем-то что-то обсудить, предложить что-то новое, то вместо того, чтобы собирать сразу встречу для обсуждения этой идеи здесь принято писать про это текст. А потом уже, с готовым текстом, можно и собирать встречу.

Кстати, побочный эффект такого подхода в том, что это естественным образом уменьшает количество встреч. Ведь для того, чтобы собрать встречу, нужно сначала подготовиться, потратить время и усилия для того, чтобы описать предлагаемую для обсуждения тему. Нет текста — нет встречи. В результате все тунеядцы, которые с утра до ночи любят собирать встречи, здесь просто не задерживаются. Это прям бальзам на душу для всех, кто так же “любит” встречи, как люблю их я (см. заметку “О встречах”: https://medium.com/@allo/%D0%BE-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%85-7b9e6b270a98).

Я уже давно заметил, что во всех встречах есть простая формула: чем больше времени и усилий потратил организатор встречи, тем меньше времени и усилий потратят её участники. Вторая половина формулы, будучи умноженная на число участников, явно провоцирует ко встречам готовиться. Но, к сожалению, не всех. Когда для организации встречи нужно просто найти время в календарях участников и всё, количество встреч растёт безумными темпами. А необходимость готовить к встрече документ этот рост очень здорово сдерживает.

Когда документ написан и встреча собрана, начинается она ещё интереснее. Первые несколько минут встречи проходят в полной тишине. Все просто сидят и читают написанный организатором встречи документ, делая пометки. И только когда все закончат, начинается обсуждение. При этом такое обсуждение оказывается гораздо более осмысленным, так как все находятся, как говорят по-английски, “on the same page” (“на той же странице”, то есть в том же контексте) — очень уместная особенно для данного случая метафора. Уже никто не задает вопросы, ответ на которые дан чуть дальше в документе (как часто бывает с выступлениями с помощью Power Point), все понимают картинку в полном объёме, поэтому и обсуждение получается гораздо более эффективным и занимает меньше времени. И самое главное — обсуждается именно качество текста и самой идеи, независимо от мастерства докладчика и его способности идею представить.

Я давно уже заметил, что ничто другое так не проявляет способность человека мыслить (или её отсутствие), как способность написать связанный, логичный и осмысленный текст. Умеешь писать = умеешь мыслить. Не умеешь писать = мыслить тебе скорее всего тоже сложно. В культуре, основанной на разговорах и выступлениях, заметить это непросто, так как часто не умеющие мыслить субъекты компенсируют это сверх-умением выступать, красиво говорить, уверенно держаться. И я не отрицаю необходимости и полезности этих навыков. Но, только тогда, когда они идут в дополнение к умению мыслить и работать, а не компенсируют их отсутствие, как очень часто, к сожалению, бывает.

Помимо уменьшения количества встреч и повышения их продуктивности, такой подход приносит ещё много пользы:

  1. По себе знаю, когда пишешь текст — думаешь. Даже когда кажется, что мысль в голове ясная и логичная, начинаешь её записывать на бумагу и она рассыпается, разваливается. Только бумага даёт возможность проверить, действительно ли пришедшая в голову мысль хорошая, или только кажется такой. Текст для мысли — это как компилятор для кода, позволяет увидеть проблемы сразу.
  2. Запись мысли на бумагу позволяет вести диалог с самим собой. Записал мысль, оформил ей, на следующий день перечитал — уже новые идеи возникают, как можно это улучшить. Мысль незаписанная умирает не развиваясь.
  3. Представление мыслей на бумаге (а не в виде, например, презентаций) позволяет сохранять мысли на будущее и передавать их друг другу. Презентации, как правило, без записи выступления теряют большую часть содержания, так как содержат только ключевые идеи, чтобы докладчик не забыл их во время выступления. А текст содержит абсолютно всё, причём в удобном для поиска и последующей работы виде. Выступление записывать никто не будет, да и смотреть его долго и неудобно, а текст — всегда под рукой в удобном виде.
  4. Я об этом писал выше, но отмечу ещё раз, так как это очень важно. Текст — хороший способ оценить способности человека к пониманию и созиданию. Можно сказать, что и ораторское мастерство позволяет оценить человека, но всё-таки оно больше завязано на харизму и прочие скорее врождённые, чем приобретённые характеристики. А текст — он честнее.

Конечно же, это всё не отрицает и пользы от выступлений. Конференции, презентации, любые мероприятия, где коммуникация идёт в одну сторону, от выступающего к слушателям — это всё хорошие и подходящие форматы для выступлений. А во всех остальных гораздо лучше работает текст. Городская легенда гласит, что появился этот подход в Амазоне в самом начале пути, когда на одной из типичных внутренних встреч кто-то показывал слайды, а сам при этом для выступления использовал свои собственные заметки, поясняющие изображённое на слайдах. Джефф Безос заметил это и попросил показать эти заметки. Оказалось, что в них гораздо больше было всего интересного, чем в самих слайдах и на все следующий встречи Безос попросил приходить сразу с заметками. И можно без слайдов. Так и повелось. Попробуйте и вы.

--

--